Байдарки

Хорошо приделанные и проконопаченные набойные доски

В челноке можно разместить в зависимости от его величины двух-трех туристов с багажом. Из местных судов челнок более всего подходит для путешествия по порожистым рекам, даже против течения. 4. Рыбачьи лодки килевой постройки — бывают самых различных форм, размеров и названий. Обычно местная лодка имеет формы, отвечающие особенностям плавания в данном водоеме. Это следует учитывать, проектируя сквозные маршруты с разными навигационными условиями, и иметь в виду, что лодка, куплен- 5. Военно-морские шлюпки—г разделяются на немелких речках. 6. Военно-морские шлюпки — разделяются на несколько типов, сообразно их величине и применению: а) барказ — судно на 10—20 гребцев, имеет большую осадку, очень грузоподъемен и годен для походов большими группами по судоходным рекам, озерам и морю; на ходу тяжеловат, но очень мореходен; б) вельбот — узкая легкая шлюпка на 4—6 гребцов, с острой кормой и греблей распашным способом; вельботы бывают двух видов — капитанские и спасательные; капитанские легче находу, чем спасательные, но последние более мореходны; как и барказ, вельбот годится для путешествий по открытым водным пространствам; в) шлюпка шестерка— на 6 гребцов, представляет собой барказ меньших размеров; обладает такими же хорошими мореходными качествами. Все военно-морские шлюпки имеют, помимо весел, парусное вооружение со съемной мачтой и рассчитаны на посадку пассажиров в количестве не меньшем, а иногда и большем, чем команда. 6. Байдарка — так называется у нас в длинное легкое судно, в котором гребцы (один или два) сидят на дне лицом в сторону движения и гребут двухлопастными веслами. Байдарка чрезвычайно легка на ходу и в переноске, очень мелко сидит в воде, имеет большую грузоподъемность и может ходить по волне; эти качества делают ее одним из лучших судов для водного туризма.

Туристские байдарки напрокат

Туристские байдарки могут быть жесткими, полу- жесткими и разборными. Жесткие обшиваются тонким тесом или фанерой, полужесткие — проолифленной и окрашенной масляной краской тканью. Из чрезвычайно большого количества типов жестких байдарок для путешествия следует выбирать достаточно остойчивую, грузоподъемную и прочную. Разборная байдарка состоит из каркаса и оболочки. Каркас собирается из отдельных деревянных (обычно ясеневых) или металлических (дюраль) элементов на легкой металлической арматуре и обтягивается оболочкой из прорезиненной парусины или брезента. В сложенном виде разборная байдарка занимает два или три места. Вес ее от 24 до 32 кг,- грузоподъемность до 300 кг, включая вес 2 гребцов. На разборных байдарках советские туристы совершили п совершают много путешествий по рекам, озерам и морям. При наличии небольшого набора столярных и слесарных инструментов каркас разборной байдарки можно сделать самому;, оболочку рекомендуется отдать в пошивку опытному мастеру. О постройке байдарки типа «Турист-2» см. книгу Благодарева и Брызгалов а — «Разборная байдарка», изд. «ФиТ», 1938 г. Рабочие чертежи разборной байдарки «БД» и жесткой байдарки в 1939 г. были выпущены -ТЭУ ВЦСПС. Ряд конструкторов разработал конструкции оригинальных и простых раборных байдарок упрощенных типов. Из них следует упомянуть о так называемой. Опарина и Ахлюстина, каркас которой изготовляется на- месте из сухих жердей . Практика применения этого судна в туристских путешествиях показала, что для удобства! гребли двухлопастным веслом следует несколько уменьшить ее ширину. 7. Плот — им турист пользуется при полной невозможности достать лодку и, конечно, только вниз по течению. Для путешествия на плоту хороши быстрые горные реки; наличие серьезных, но проходимых порогов (конечно, без водопадов) осложняет путешествие, но отнюдь не делает его невозможным. Очевидными преимуществами плота являются возможность устройства на нем костра и организации ночлега. Подробно о постройке плота см. ниже. Путешествие ка плоту по тихим равнинным рекам может быть рекомендовано только туристам, обладающим большим запасом времени; на судоходных и сплавных реках пользоваться плотом, ввиду его плохой управляемости, опасно. Требования, предъявляемые к туристскому судну 1. Пловучесть — способность лодки держаться на воде с грузом. Чем больше объем лодки и чем меньше она загружена, тем больше ее пловучесть. Туристская лодка должна иметь запас пловучеси. значительно больший, чем чисто спортивные и прогулочные суда. 2. Остойчивость. Судно должно быть остойчиво, т. е. обладать хорошо выраженной способностью сохранять на воде равновесие и стремление возвращаться йз крена в нормальное положение, как бы противодействуя силам, вызывающим крен. Чем выше расположен центр тяжести судна и груза, тем менее оно остойчиво. Испытать судно на остойчивость можно, посадив всю команду на один борт и наблюдая, какая надводная высота борта остается в запасе. «Остойчивость» есть понятие, отличное от «устойчивости». Под последней подразумевают способность судна держаться на данном курсе. В разнообразных условиях туристского путешествия, Когда неожиданное препятствие, волна или неосторожность гребцов могут резко накренить судно, остойчивость является главным и совершенно необходимым условием (об условиях, повышающих и понижающих остойчивость, см. ниже — «Прочность и водонепроницаемость». «Укладка багажа»). 3. Ходкость — способность судна получать наибольшую скорость при наименьшей затрате энергии — зависит, во-первых, от очертаний судна, во-вторых, от величины и размещения груза и, в- третьих, от состояния подводной части судна. При испытании на ходкость прежде всего следует осмотреть, не пристали ли к днищу водоросли и ракушки, не торчат ли конопатка, гвозди и т. д. В туристских условиях ходкость деревянной лодкй можно считать удовлетворительной, если на спокойной воде без ветра и при ненапряженной гребле она имеет скорость 4—5 км в час. В туристских условиях Обычно эту цифру дают хорошие килевые лодКи средних размеров с полной нагрузкой при одном гребце. Байдарка при 2 гребцах легко дает до 5—6 км, . а дощаник — не больше 4. Плот движется со скоростью несколько меньшей, чем течение. Поворотливость. Судно должно легко и быстро слушаться руля (рулевого весла), но вместе с тем сохранять данный ему курс и не «рыскать». Рыскливость, т. е. непроизвольное кидание в стороны, повышается при загрузке носовой части судна. Очень рыскливы плоскодонные, мелко сидящие суда (например байдарки типа Шарпи). Следует твердо помнить, что судно слушается руля только имея собственный ход, который и следует всегда сохранять даже на быстринах, как бы ни было велико желание оставить греблю. Мореходность. Мореходное судно должно при волне и ветре иметь хороший ход, не терять остойчивости и поворотливости и не принимать внутрь воды. Низкобортные и не запалубленные суда, например прогулочные лодки, немореходны, — их заливает. Местные суда всегда более или менее приспособлены к конкретным условиям плавания в тех водах, где судно построено. Достаточная надводная высота носа, кормы и борта, «запас пловучести», является необходимым условием для плавания на озерах и в море, а наличие опалубки — телательным. Грузоподъемность судна Выбранное судно должно быть в состоянии нести на себе людей и их багаж без потери пловучести. С практически достаточной точностью грузоподъемность судна можно определить так: а) вытащить судно на берег и установить его на горизонтальной ровной площадке, подперев с боков; б) определить «грузовую ватерлинию», т. е. линию, до которой судно может осесть в воду с- сохранением выбранной нами по таблице надводной высоты борта; эта линия или совпадет со старым следом воды по борту или будет ему параллельна; нанести ватерлинию мелом на обоих бортах; в) строго против начала и конца ватерлинии вертикально забить в землю колышки; г) Промерить расстояние между колышками рулеткой; д) смерить рулеткой внутри судна его наибольшую ширину между ватерлиниями, отметить точки на внутренней поверхности судна, где делался этот промер; е) смерить осадку судна, т. е. высоту от линии, соединяющей две точки, нанесенные внутри согласно п. «д», до дна лодки; ж) полученные три цифры, т. е. длину, ширину и глубину, выписать в дециметрах, перемножить и помножить на «коэфициент полноты», равный для «полных» лодок и дощаников 0,65, а для судов с острыми обводами спускающийся до 0,45; результат (за вычетом ориентировочного собственного веса судна) даст цифру допустимой загрузки в килограммах. Пример. Измеряется байдарка следующих размеров: длина по грузовой ватерлинии 500 см (50 дм), ширина по грузовой ватерлинии 65 см (6,5 дм), осадка 15 см (1,5 дм), коэфициент полноты 0,5, вес байдарки 30 кг.

Прочность и водонепроницаемость судна для сплава.

Для плавания на тихих небольших речках можно взять судно самой легкой конструкции, например крытую фанерой байдарку. На порожистых и каменистых реках, где обшивка и каркас испытывают удары и сильное трение, судно очевидно должно быть более прочным. Следует учитывать также и длительность похода, так как с течением времени судно в связях расшатывается. . Лодка, выбранная для похода, должна быть по возможности «суха», т. е. не иметь незаделанных щелей и пробоин и не пропускать воды сквозь конопатку. Вода в лодке является добавочным грузом, снижает скорость, а главное, уменьшает остойчивость (особенно в плоскодонке) и запас пловучести, т. е. может явиться причиной аварии. На походе следует избегать ударов о камни и пристани, резкой гребли, «шлепанья» по волне, — от этого расходятся пазы и нарушается водонепроницаемость. В равной степени, если не больше, вредна неумелая конопатка, когда неопытный «мастер», желая избавиться от течи, еще более расширяет швы. Не следует без крайней нужды вытаскивать лодку на берег и оставлять долгое время на солнце, — от этого с нее стечет осмолка, она рассохнется и потребует новой конопатки и осмолки. При покупке в Иркутске лодки ее прежде всего следует вытащить на берег и осмотреть, прочно ли прикреплена обшивка к штевням и шпангоутам («кокорам»), нет ли сгнивших, лопнувших и шатающихся деталей, щелей и пробоин, хорошо ли проконопачены и осмолены пазы, особенно в «шпунте», т. е. в местах прикрепления обшивки к штевням и килю. Помимо наружного осмотра, необходимо испытать, не набирается ли вода на ходу. Все замеченные недостатки должны быть устранены до выхода в поход. Оборудование судна для сплава по рекам Байкала. Укрепление обшивки и днища. Расшатанную обшивку бортов и днища приколачивают к шпангоутам гвоздями. Каждая доска должна быть на каждом шпангоуте пришита в двух-трех местах. Гвоздь берется тонкий и длинный, с широкой шляпкой. Забивать его всегда следует снаружи, подложив изнутри обух топора. При обшивке бортов «взакрой» каждый крайний гвоздь одновременно прошивает две доски. Торчащий внутрь острый конец гвоздя следует загнуть и забить скобкой. Если нет гвоздей, обшивку можно прикрепить деревянными нагелями. Нагель вырезается из крепкого и вязкого дерева (дуб, береза) в виде слегка усеченного конуса. Его вгоняют деревянным молотком в старое отверстие, диаметр которого должен быть несколько менее верхнего (большего) диаметра нагеля. Торчащий конец срезают. Хорошо пригнанные нагеля, когда забухнув, держат лучше, чем гвозди. Устройство банок. Банки служат для сидения и стягивания бортов. Лучше всего их делать из строганых досок толщиной 2—3 см. Для укрепления банки сначала прибивают к каждому борту изнутри по планке квадратного сечения или из круглого отрезка, остроганного на два канта, снабдить вырезом. Очень удобно сделать на корме и на носу по закрытому рундучку. Слани— решетчатый или сплошной настил на днище лодки. Служат для предохранения вещей от намокания снизу и равномерно распределяют по всему днищу опасные сосредоточенные нагрузки. Доску соответствующей длины сажают на эти планки и пришивают гвоздями. На торцах доски лучше сделать скосы вниз, соответственно бортам. Слани Должны ложиться на шпангоуты. Если досок или планок нет, можно обойтись тонкими жердями, остроганными на два канта. Без сланей отправляться не рекомендуется; если нет времени и материалов для их изготовления, следует просто прибить или даже положить на дно несколько досок. Упор для ног — необходимая, но часто забываемая деталь. Представляет собой доску, укладываемую, на две планки, наклонно прибитые к бортам. Планки прибиваются после примерки на гребца,— их может быть две и даже три пары. Каюта. Если все пространство от форштевня до банки переднего гребца чем-либо закрыть, можно получить очень удобную и поместительную каюту. Проще всего это сделать, изготовив по размерам лодки из ветвей или черемухи съемный каркас, который затем покрыть каким-нибудь материалом. Лучше покрышку выкроить и если это трудно, можно использовать простыню, палатку и т. п. По нижней кромке покрышки следует пришить петельки, надеваемые на гвозди, набитые снаружи бортов. Не рекомендуется делать постоянную каюту с деревянной (фанерной) крышей, так как при ограниченных размерах судна кому-нибудь из команды волей-неволей придется в ней сидеть. Кроме того, каюта утяжеляет лодку и, повышая ее центр тяжести, уменьшает остойчивость, особенно если свободные люди будут находиться на крыше. Самая высокая точка каюты должна быть ниже глаз сидящего рулевого, чтобы не закрывать ему видимость. Уключины. Если нет готовых железных уключин, их можно заменить двумя колышками или просто куском дерева с суком и веревочной петлей. Железные уключины обязательно следует привязать к борту во избежание утери. При оборудовании челнока под распашную греблю лучше всего поставить на него небольшие выносные уключины, прикрепив их к основному телу судна, — это даст возможность организовать парную греблю. Для распашной гребли можно ограничиться обычными подуключниками, прикрепив их к первому ярусу бортовой набойки. Фронт-уключины Это остроумное приспособление позволяет туристу грести на Обыкновенной гребной лодке, сидя лицом в сторону движения, что дает очень ценные преимущества при одиночном следовании. Фронт- уключины очень тяжелы (килограммов 7—8 пара) и дороги. Их можно купить в Москве. Якорь в речное путешествие берут, если предполагают ловить рыбу, охотиться или ночевать в лодке. При отсутствии шлюпочного якоря («дрека») можно самим изготовить его или в крайности заменить его камнем. На быстром течении и сильном ветре камень держит плохо, и судно сносит. Устройство самодельных якорей ясно из рисунков. Конопатка и осмолка. Перед конопаткой необходимо подготовить пазы (линии соединения досок по длине) и стыки. Для этого плотные пазы слегка расстругиваются до образования сходящейся внутрь щели около толщины обшивки. Для конопатки лучше всего употреблять паклю или распущенные концы каната. Если этих матералов нет, их можно заменить S трепаной мочалой, ватой заменить также долотом. Мушкель делается из куска дерева, насаженного на палку. Процесс конопатки очень не сложен: лодку вытаскивают на берег и оставляют вверх дном на день-два в тени, чтобы просохли пазы. Затем Вдоль паза укладывают ровную, слабую прядь конопатки и загоняют Внутрь осторожными ударами. Сверху накладывают вторую прядь, забиваемую поэнергичнее и в тугую. Чтобы конопатка не вываливалась из очень широких щелей, их забивают прутьями, остроганными по форме щели, но чуть-чуть пошире нее. Такой прут («луца» или «лосТ») заколачивают в щель сверх конопатки и укрепляют скобами. Если соединяют по длине два прута, то прут, идущий от носа, должен ложиться на прут, идущий к корме. Якорь Проконопаченные швы следует осмолить. Состав для осмолки (2. части смолы и 1 часть дегтя по весу) слегка кипятят, тщательно перемешивая в течение 1час. Сваренную смесь в горячем состоянии разливают ковшиком вдоль законопаченных пазов до полной пропитки конопатки и образования слоя сверх нее. Для изготовления ковшика берут консервную банку, сплющивают, образуя носик, и прикрепляют к палке. Сплошная осмолка бортов особенной пользы для усиления водонепроницаемости не дает и лишь предохраняет дерево от гниения. Поэтому ее делают только в том случае, когда хотят сохранить лодку на несколько сезонов. Борты смолят кистью, ровно размазывая горячую смолу вдоль слоев дерева. Неровная, бугристая осмолка создает излишнее трение и влияет на ходкость. , „ Днище можно сплошь не смолить, так как от гниения его предохраняет вода, в которой сцю постоянно находится. Осмоленную лодку надо сразу спустить на воду. Проконопаченные швы Жесткую байдарку или лодку, обшитую легким материалом (тонким тесом или фанерой), для водонепроницаемости лучше всего окрасить масляной краской, предварительно сделав осторожную конопатку щелей ватой. Окраска — очень длительная процедура, и производить ее следует в свободное время до похода. Она состоит из следующих операций: а) Подготовка. Вымыть окрашиваемую поверхность зеленым мылом и очистить старую отстающую краску железным скребком («шкрапка») или проволочной щеткой; плотно держащуюся старую краску не счищать. б) Грунтовка. Разогреть чистую олифу с небольшим количеством тертой охры и наносить на сухую подготовленную поверхность. Дать просохнуть в тени на ветру не менее суток. Инструмент — щетинная кисть-ручник. в) Шпаклевка. Развести просеянный молотый мел чистой олифой до консистенции теста и тщательно размешать. Наносить плоской лопаточкой (шпаклей), крепко вдавливая в щели, выбоины и поврежденные места. Дать просохнуть до твердого состояния. г) Шлифовка. Взять кусок пемзы и трением о кирпич сделать на ней одну-две плоские поверхности. Крепко оттереть всю лодку пемзой, удаляя неровности шпаклевки. д) Вторичная грунтовка. Делается так же, как и первая. Служит для того, чтобы на зашпаклеванных местах не получалось матовых пятен. е) Нанесение первого слоя краски. Купленную тертую краску развести олифой (для ускорения сушки можно добавить сикатив) до консистенции очень жидкой сметаны и добавить белил до желаемого колера. Наносить тонким ровным слоем кистью-ручником. Дать просохнуть. ж) Нанесение второго слоя краски. Для этой операции краска разводится более густо. Разборная байдарка Перед походом байдарку надо привести в полную готовность. Для этого следует: а) Пересмотреть весь каркас, исправить поврежденные детали или заменить их новыми, подтянуть все шурупы и поставить недостающие, заменить порванные и перепревшие кожаные кольца на шпангоутах, сменить поврежденную арматуру. б) Сделать пробную сборку и пометить, какие стрингера куда ставятся; обычно на обращенных к форштевню концах носовых стрингеров наносят одно красное кольцо и на таких же кормовых, обращенных к ахтерштевню, — черное. Соответственно средние стрингера и соединяющиеся с ними концы носовых и кормовых стрингеров имеют по два красных и черных кольца. Концы стрингеров должны совершенно легко входить в муфты; небольшой люфт не вредит, так как каркас Стягивается оболочкой. Шпангоуты должны быть перенумерованы от носа к корме, на форштевне наносится красное кольцо, на ахтерштевне — черное. Так же маркируются концы килевой фермы. в) Проолифить и покрыть лаком все деревянные части. Арматуру также полезно полакировать, но никоим образом не наносить лак на внутреннюю поверхность муфт и оковку стрингерных концов, так как потом их будет невозможно разнять. ... Латунь (оковка стрингера) дюралюминий (трубка), будучи приведены в соприкосновение, сильно коррозируют в присутствии влаги; поэтому при сборке оковку хорошо слегка смазать вазелином или тавотом. Туристский опыт Слой тавота должен быть очень тонким, чтобы он не выдавился на оболочку, которая сильно портится от нефтемасел. г) Просмотреть и привести в порядок оболочку, \за- клеив протертые и порванные места. д) Если предстоит плавание по мелким и порожистым рекам, чрезвычайно полезно снаружи оболочки под кильсонными брусьями наклеить две полосы резины — амортизаторы. Место наклейки амортизаторов на старой оболочке определится по неизбежной полосе потертостей; наклейку следует производить . на собранной байдарке.. Для амортизаторов употребляют разрезанную велокамеру или материал, из которого сделана оболочка. Правила. наклейки резины см. в разделе «Ремонт в пути». е) Просмотреть весла, если нужно проолифить и полакировать, укрепить оковку и муфты. Проверить наличие резиновых колечек, предупреждающих стекание воды на руки гребца. ж) Проверить наличие рымов (колец) на передней и задней оконечностях оболочки. Держатели для весел. Изготовляются из толстой проволоки и надеваются на фальшборты по паре с каждой стороны. Избавляют от чрезвычайне досадной потери весел. Передний щиток. В него можно вставить Часы, компас, барометр и т. п.

Резиновые поплавки.

Поплавок представляет собой мотоциклетную камеру, разрезанную поперек, с надежно заклеенными концами; он прикрепляется в надутом виде к краю деки двумя- тремя широкими кольцами из материи. Поплавки увеличивают остойчивость и хороши при путешествии по открытым водным пространствам и порожистым рекам. Вентиль в камере следует заменить велосипедным. Кормовой люк. Закрытые пространства йа носу и корме служат основным вместилищем для вещей, но укладка и выемка являются обычно надоедливой операцией. Люк, сделанный в деке, упрощает процесс укладки и позволяет., разместить вещи более компактно. , Инвентарь На разборной байдарке должны быть два весла и по возможности одно запасное; электрический фонарик с запасом батарей два спасательных надувных круга; фалини на носу и корме и запасные веревки; набор починочных инструментов и материалов, состоящий из следующих предметов: отвертка, ножйттцы, плоскогубцы, напильник для металла, шило, толстая (парусная) игла, наждачная бумага, резина для заплат, резиновый клей, бензин или эфир в прочном, герметически закрывающемся флаконе, шурупы, моток тонкого прочного шпагата, кусок жести или тонкой латуни, немного гвоздей, вентильная резина (при наличии поплавков); запасные части арматуры из числа наиболее подверженных поломке; три-четыре запасные дюралевые трубки; два-три запасных стрингера; при наличии поплавков — велонасос; в морских походах — резиновые мешки для пресной воды. Разборка, хранение и уход. По окончании похода байдарку надо разобрать и упаковать. При этом рекомендуется следующее:

  • 1) Обтереть каркас мокрой тряпкой, смывая насохшую грязь, и высушить его в тени.
  • 2) Снятую оболочку сначала вывернуть наизнанку, вымыть изнутри и высушить, затем ту же операцию проделать снаружи. Особенно тщательно следить, чтобы просохла дека.
  • 3) Каркас и оболочку укладывать в чехол абсолютно сухими. Каркасные мешки обычно имеют некоторый запас. Чтобы части в них не болтались, полезно обмотать их одеялом, палаткой и т. п., — это избавит от возможных происшествий при перевозке багажом. Короткие части, по той же причине лучше паковать, обернув их оболочкой.
  • 4) Зимой оболочку лучше хранить в прохладном чулане, вдали от печки, в развернутом (слабо свернутом) виде, пересыпав тальком. На морозе хранить нельзя.
  • 5) Враги оболочки — бензин, керосин, нефть, масло;. если они попадают на оболочку, немедленно смыть горячей водой с мылом и, вытерев, посыпать тальком

Плот Строится из сухих бревен (предпочтительно еловых). Заготавливать материал нужно на берегу, строить (сплачивать) — на воде. Сплачивания на берегу следует избегать, так как спуск готового . плота — очень тяжелая операция. Для больших диаметров можно было бы уменьшить число бревен, но это не всегда удобно в смысле размещения багажа и людей.

Порядок и методы постройки.

А. Заготовить материал: основные бревна по указанным количеству и длине; две продольные связи той же длины, но меньшего диаметра; шесть поперечин, дЛирою равных ширине плота; тонкие (2—3 см в комле) ивовые или черемуховые ветви (вицы), возможно большей длины, скрученные попарно в кольца.

Б. Если сборка идет на берегу, уложить на ровной площадке два толстых бревна (катки) и на них — основные бревна, — по каткам будет производиться спуск плота на воду. Если плот собирается на воде, скатить основные бревна в воду и, собрав их, временно сшить доскою.

В. Уложить по основному настилу две крайние поперечины, прикрепив их кольцами из виц. Прикрепление делается так: на каждую пару основных бревен надевают кольцо и колом натягивают на поперечину, затем забивают клин и кол вынимают.

Г. Уложить средние поперечины, пришив гвоздями или нагелями.

Д. По поперечинам с края плота уложить продольные связи, вырубив в местах накладки углубления (чашки) и укрепив вицами.

Е. По средним поперечинам сделать настил из жердей.

Ж. Уложить верхние поперечные связи и забить посередине их колышки — уключины.

3. Сделать весла и заготовить шесты. Укладка багажа и размещение людей Груз в лодке должен быть размещен с таким расчетом, чтобы центр тяжести судна получился возможно ниже, не было односторонней нагрузки, судно имело бы осадку на корму чуть большую, чем на нос, каждая вёщь лежала на определенном, ей присвоенном месте, вещи ежедневного пользования были бы уложены поближе, охотничье ружье всегда было под руками. Наиболее тяжелой вещью в багаже туриста является запас продуктов.

В деревянной лодке его очень удобно хранить в обыкновенном упаковочном ящике с крышкой. Ящик ставится посреди судна, немного ближе к корме, и может служить сиденьем. Остальные вещи должны быть размещены с соблюдением указанных выше требований. Топоры можно засунуть лезвиями за шпангоуты или сделать для них специальные скобы. На плоту все вещи укладываются на специальном помостике, крепко увязываются и укрываются палаткой. Последовательность укладки та же, что и для деревянной лодки: внизу — тяжелые и компактные вещи, вверху — полегче и пообъемистей. На байдарке при укладке следует максимально использовать не только запалубленные пространства носа и кормы, но и места по бортам. Никогда не следует забывать, что байдарка — очень чуткое судно и лишний килограмм, положенный не к месту, может создать нежелательный дифферент. На байдарке Обычно запас продуктов в продолговатых непромокаемых мешках, ружейные патроны и прочие тяжелые вещи не ежедневного пользования укладываются в глубь кормы (большая часть) и носа (меньшая часть). Под них хорошо подложить упаковочные мешки от оболочки и каркаса. . Ближе кладутся аптечка и ремонтный набор. Оставшиеся места на носу и корме заполняются рюкзаками с личными вещами. Посуду лучше всего собирать вместе и держать в ведре или в небольшой корзиночке, вместе с продуктами на данный день. Спасательные надувные круги лучше всего класть под себя, а резиновые подушки — под спину; спальные принадлежности кладутся под сиденья гребцов. Некоторые туристы, стремясь обеспечить себе более удобное положение, кладут под сиденье слишком много вещей. Этого образом не следует делать, так как, повышая центр тяжести, гребец уменьшает остойчивость, что может вызвать переворот на боковой волне или препятствии. По бортам можно, уложить палатку, непромокаемый плащ, оружие и разные мелочи, которые должны быть под руками. Деньги и документы следует иметь всегда при себе.

Если палатка слишком громоздка, ее можно пристегнуть на корме, сзади кормового фальшборта, укрепив для этого на деке два ремешка. Дно байдарки под ногами должно быть свободно от вещей, иначе трудно наблюдать за каркасом и отливать воду в случае повреждения. Задний гребец на байдарке является ее командиром. Необязательно, чтобы он был большего веса, чем передний, так как разницу в весе всегда можно уравнять укладкой вещей. В коротком походе, если участники его не очень грузны и багаж их невелик, можно брать в байдарку третьего человека. В длительных походах этого делать не рекомендуется. Ремонт в пути Повреждения деревянного судна. Повреждение обшивки деревянного судна сразу обнаруживается по притоку воды в лодку. В этом случае следует немедленно отвести судно к берегу, разгрузить, вытащить, отлить воду и точно определить характер и размеры повреждения. Пробоину лучше всего заделывать изнутри куском доски, прибив его гвоздями, а затем оконопатить кругом и засмолить. Если течь происходит от разошедшихся швов или ослабшей конопатки, следует произвести подконопатку или залуцовку, как это описано выше, предварительно дав судну обсохнуть. Смолить влажную конопатку бесполезно. Нельзя допустить расшатывания гвоздей, — это сейчас же вызывает течь; гвозди следует периодически подтягивать. Повреждения весел. Сломавшееся весла можно починить, наложив на место излома двустороннюю шину, укрепив ее гвоздями или шурупами и обмотав проволокой. Во избежание «вывиха» в месте соединения, шина должна быть достаточно длинной. Если у лопатки весла обнаружен надкол, на трещи- ну следует положить бандаж из жести или в крайнем случае — деревянную планку. Утерянняя уключина Повреждения каркаса разборной байдарки. В байдарочном каркасе чаще всего ломаются стрингера, соединение форштевня с килем и пиллерсы шпангоутов. Половинки сломанного стрингера соединяют при помощи накладки, которая всегда должна быть обращена внутрь байдарки. Тем же способом можно чинить пиллерсы, бимсы, привальные брусья и пр., а равно и заменять утерянные соединительные трубки. Если плохо держит замок фальшборта, его можно заменить глухим креплением на шурупах, снять которое по окончании похода не представит труда. . Оставлять испорченный замок фальшборта никогда не следует, так как его прогиб вызывает перегрузку килевой фермы со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Ремонт оболочки. О пробоине оболочки сразу сигнализирует появление воды внутри байдарки. Если пробоина незначительна и вода поступает понемногу, путешествие можно продолжать до конца дня с откачкой. Проще всего откачиваться, уложив под кильсон тряпку, которая будет собирать в себя поступающую воду. Тряпку периодически выжимают и опять укладывают в прежнее положение. Очень удобно отливать воду спринцовкой. Для этого, засунув между кильсоном и оболочкой. круглый камешек, образуют ямку, из которой и отсасывают воду.

There are no products to list in this category.